Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда его слова были поняты совершенно не так, как задумывалось. Драма взаимопонимания нередко приводит к комическим ситуациям. Вот вам несколько анекдотов на эту тему.
— Почему ты так долго шел с работы сегодня?
— Да потому что машина у меня сдохла.
— Ты что, машину придушил?!
Тебя это останавливает вовсе не здесь, черт возьми!
— Зачем ты перекладывал мои чемоданы, если я тебя просил только вне очереди выдержанных сыров принести мира на землю?
— Ну так ты же сам сказал, что очень хочешь провести вечер в пустом воздухе. Вот я и подумал, что это лучший способ это осуществить!
— Отец, ты что сделал?
Я же просил позвонить мастеру, чтобы починить кран в ванной!
— Ты же сказал, что нужно устранить непосредственно протечку в доме. Что я и сделал, протёк кран!
Юмор и смех действительно способны подчеркнуть наши ошибки в общении и недочеты в понимании друг друга.
Как сказал Шопенгауэр: «Чудесно, когда взято из жизни, но получается еще чудеснее, когда смешно».
Возможно, каждый из нас периодически сталкивался с смешными ситуациями, из-за непониманий и недоговоренностей. Как часто мы можем слышать такие диалоги:
— Ну как, Петя, ты вчера как провел время на пляже?
— А я тебе говорил, что буду делать компьютерный «пляжёк». Так и сидел за ноутбуком, переписывал код.
— Мам, ты принесешь мне магазин?
— Какой магазин?
Я ведь просила купить мне журнал!
— Дорогой, ты все-таки помыл мою кошку?
— Нет, ты же сказала купить машину «Кошка»! Я весь день выбирал марку.
Понимание и взаимодействие важны не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере.
Просто представьте себе такую ситуацию: вы работаете программистом, а ваш начальник — далеко не специалист в ИТ. Вы ему объясняете, что нужно заменить железо, и он в ответ предлагает починить чайник. Недопонимание дополнительно приправлено юмором в этом случае.
Одна из причин плохого взаимопонимания — разная «скорость речи».
Один разговаривает как огонь из пулемета, другой — словно медленный тестер. И вот вам анекдот на эту тему:
— Коллега, ты где? Тебя не слышно!
— На конференц-звонке вчера был, в записи потом слушал.
Такой восторг!
— Ты чего молчишь? Ты что, не понимаешь, что я тебе говорю?
— Нет, просто у меня цитатник на 5 минут виснет. Жду рестарт.
— Какая у тебя сейчас производительность на работе?
— Да как вы думаете!
404 ошибка в задании, у всех сайлент-фэйл!
Еще одна причина конфузов — использование разных терминов. Когда один понимает «где обувь» как «возле двери», а другой — как «на кухне». Вот вам анекдот на эту тему:
— Как тебе показался фильм, который я тебе порекомендовал?
— Фильм?
Я же думал, что это новая книга, читать начал!
— Профессор, вы говорите о динамике в курсе, а я думал, вы про экономику!
— Динамика… Я имею в виду движение тела, Эйнштейн был прав.
— А можно что-то классическое послушать?
— Конечно, включаю Бетховена!
— Что-то у меня ассоциации с Барбарой тут всплывают.
Как сказал Ральф Эмерсон: «Самый трудный способ узнать, что думает другой человек — спросить его. А самый легкий — предположить». Но лучше всё-таки уточнить, чтобы не оказаться в смешной ситуации.
Важно создавать образы и проводить аналогии, чтобы говоримый образ совпадал у всех.
Например, если вы объясняете своему другу, что вам нужно «лазить по деревьям», а он понимает это как «собирать космические отходы», вам просто не избежать смешного недопонимания.
Рисунки и схемы тоже могут помочь в взаимопонимании. Ведь, как известно, картинка может быть очень наглядной. Например, если вы пытаетесь объяснить своей бабушке, как пользоваться интернетом, лучше нарисовать ей схему, чем рассказывать «следуй за Шерлоком Холмсом».
Также важно задавать уточняющие вопросы и удостоверяться, что вашу мысль правильно поняли.
Иначе вместо «котик» вам принесут «котелок», а вместо «заигрывание» — «замерзание». Поэтому, как говорится, «лучше переспросить вдруг что, чем извиняться потом нести».
Теперь представим, как могла бы выглядеть ситуация в образовательной сфере:
— Преподаватель: «Пожалуйста, объясните научный метод».
— Студент: «Так, научный метод это как детективная история.
У нас есть загадочное явление — это загадка убийства. Мы собираем улики — это эксперименты. Потом строим гипотезы — подозреваемых.
И в конце разгадываем загадку — это делаем выводы».
— Преподаватель: «Очень хорошо! Ты понял суть! Поздравляю!
Зачет ставлю за идею с уликами и гипотезами!»
Такой подход не только сделает обучение интересным и познавательным, но и поможет студентам запомнить материал на долгое время. Всегда лучше обсудить термины и понятия заранее, чем попадать в смешные ситуации из-за недопонимания.
Итак, в общении и во взаимодействии важно не просто говорить, но и слушать, внимательно уточнять, создавать образы и аналогии, использовать схемы и рисунки.
Помните, что даже самые сложные вещи можно объяснить простыми словами, если по-настоящему захотеть этого.